Олег Савченко, к.э.н., финансовый директор «Пластик Система». 17 лет в предпринимательстве и 19 лет в полимерной отрасли. Независимый эксперт по рынку полимерной тары и упаковки; автор статей и обзоров, практик внедрения многооборотных решений.
Выбирают не «дерево или пластик», а экономику маршрута и риск-профиль процесса. Материал - инструмент под конкретный контур: санитария, автоматизация, возврат тары, длина плеча, требования к чистоте. Ниже - сравнение по фактам и рискам: прочность и ремонтопригодность, гигиена, масса и эргономика, безопасность, оборот и обратная логистика, экология и TCO. В конце - чек-лист закупки и мини-FAQ.
Универсального ответа нет: выбор делается под задачи и бюджет жизненного цикла. Дочитаете - получите простой критерий, что брать «на поток», а что - «в один конец».
Деревянный паллет легко чинится на месте, но подвержен влаге, впитывает посторонние запахи (были ли вы когда-нибудь на рыбном или химическом производстве, где используют деревянные аналоги - те еще запахи), имеет зацепы и может со временем изменять геометрию самого изделия.
Полимерный же аналог устойчив к влаге и запахам, не крошится, держит геометрию. Варварское обращение во время использования, конечно может повредить полоз у пластика (ничто не спасет от удара вил погрузчика ни дерево ни пластик), но калиброванный размер пластика и литая форма нижней части продукта снижают зацепы в автоматизированных линиях. Для тяжёлых нагрузок у некоторых вариаций пластика есть опция усиления (вставки металлических трубок), используется для избыточного веса грузов на стеллаже, до 1 тонны на ярус может выдержать пластиковый паллет и без уселений.
Как уже упомянул выше пластик не впитывает влагу и запахи и моется быстро что весьма критично для пищевой промышленности и фармы.
Дерево же требует больше дополнительных операций: сушка, обработка, дополнительная упаковка (плёнка/прокладки) - а это время и расходники.
Лёгкие полимерные «экспортные» паллеты весят около 6 кг и закрывают одноразовые/двукратные перевозки.
Многоразовые полимерные паллеты - гораздо тяжелее, с весом 10-18 кг, служат годами и спокойно работают на стеллажах. Дерево может быть легче «на входе», но «теряет форму» при сырости и ударах.
Преимущества пластика в том, что он не оставляет после себя зацепы, что снижает риск повреждения как оператора, так и самой продукции. Как результат меньше повреждений упаковки, меньше брака на линии. А опция антискользящих вставок на основании решает задачу со скольжением продукции на поддоне - это всего около 3-5% стоимости готового изделия и может быть заменено по мере износа.
Там, где обратная логистика слаба (торговые залы, мелкие точки), дерево выигрывает в цене. Внутри промышленных производств, РЦ и на длинных маршрутах между фиксированными площадками - полимерные аналоги показывают себя лучше: меньше потерь, выше предсказуемость и проще санитарные процедуры
Дерево обычно проще утилизировать, но экономическая отдача от утилизации ниже: как правило, меньше выручка от вторсырья и меньше сценариев для «второй жизни» материала. С точки зрения TCO (полная стоимость владения) смещается в пользу полимера там, где есть десятки/сотни циклов и обратный возврат тары: меньше дополнительных расходников и брака, стабильная геометрия, мойка.
| Критерий | Мой кейс | Подойдёт |
|---|---|---|
| AS/RS, конвейеры, стабильные допуски | Полимер | |
| Чистые зоны (пища, фарма) | Полимер | |
| Однонаправленные отгрузки без возврата | Дерево / лёгкий экспортный | |
| Длинный маршрут между фиксированными площадками | Полимер (низкий брак, возврат) | |
| Антискольжение на палубе требуется | Полимер с вставками | |
| Мойка/дезсредства в цикле | Полимер (стойкость к влаге/запахам) |
Универсального «лучше» нет: есть контур использования. Если у вас разрознённая сеть точек, разовые отгрузки и нет возврата - дерево решает задачу минимальной ценой.
Если же у вас конвейер, чистые зоны, повторяющиеся процессы и отстроенный возврат оборотной тары - полимер стабильно выигрывает стоимостью владения на цикл и качеством процесса. Правильный выбор - это не спор материалов, а подбор экономически устойчивой технологии под ваш поток.
На повторяющихся маршрутах с обраткой и в чистых зонах: ниже расходники и брак, стабильная геометрия.
Дерево: минимальная цена старта, нет возврата тары.
С антискользящими вставками - нет. Вставки меняются по мере износа.